Человек твердой породы. Ушел из жизни прославленный нефтяник, писатель Рахмет Утесинов

Рахмет Утесинов. Это имя для меня – отражение судьбы Казахстана, это история нашей страны. Такие люди, как он, – самая главная ценность любого государства. Именно такие сильные духом личности, их титанические усилия держат, как атланты, нашу жизнь, влияют на ее развитие. Таких людей рождает народ.

Так, например, Каныш Сатпаев – это геологические богатства недр Казахстана, Алькей Маргулан – это его история и культура. А Рахмет Утесинов – это нефть, которая сегодня является нашим едва ли не главным богатством. И эти три исторические личности Казахстана – яркий пример любви к своему народу, к своей земле и родной стране. Их жизнь и судьба – завет для нас.

Рахмет Утесинов. Его необыкновенная сила духа поражает. Нефтяник божьей милостью, он жил нефтью, ее проблемами, был и до конца дней своей жизни оставался ее фанатом. Для него нефть, которую часто называют «черным золотом», была всем. И даже после страшной аварии, случившейся в 1969 году, а ему было только за сорок, он, когда люди думают только о своем здоровье, не забывал о любимом деле – разработках нефтяных месторождений, о людях, которые их открывают и разрабатывают. Свято верил, что народ является хозяином богатств всех недр страны и что они принадлежат именно ему. Старался делать для этого все, что мог. Именно благодаря ему на карте страны появились новые города нефтяников, выросшие на месте обычных вахтовых поселков. Поэтому Р. Утесинов с надеждой и горечью переживал процесс приватизации, охватившей Казахстан в 90-е годы. «В годы, когда наша страна обрела независимость, я просто воспрял духом, в прямом смысле почувствовал себя хозяином наших богатств», – говорил он в одном из интервью российским изданиям.

Рахмет Утесинов. Это особый человек. Он буквально положил свою жизнь на благо родной страны. Он жил ее проблемами, как не живут проблемами своих детей. Он – настоящий сын своего Отечества. Он глубоко чувст­вовал все его «болячки», и именно это заставило его взяться за перо: даже прикованным к инвалидной коляске говорить о проблемах отрасли и страны, писать научно-практические статьи и художественные книги о людях своей профессии. Такой человек, как он, не мог молчать. К счастью, о его судьбе еще в советские годы тележурналистами Гадильбеком Шалахметовым и Мариной Голдовской был снят документальный фильм «Испытание». Во время съемок один из чиновников сказал: «Ну что нужно вашему Рахмету, что он никак не успокоится? Знаете, какую пенсию он получает? Да за эти деньги я бы пальцем не пошевельнул». Авторы картины ответили просто: «Именно поэтому мы снимаем фильм о нем, а не о вас».

Рахмет Утесинов. Как далеко не равнодушный человек, как яркая масштабная личность, он не смог пропустить мимо своего внимания такое важное мероприятие, как экспедиция «Каспий: нефть и культура», иницированная в 2004 году руководством НК «Казинформ». Более того, накануне начала этой акции он пригласил к себе домой в гости всех участников этой экспедиции и дал ей свое благословение. Быть может, имено поэтому она прошла очень успешно, несмотря на то, что в ее составе были и не совсем молодые люди, а ведь предстояло пройти тысячи и тысячи километров, причем не только по Мангистауской, но и по Атырау­ской, Западно-Казахстанской областям, а также и по Астраханской губернии России. Итоги экспедиции затем были отражены в одноименной выставке, прошедшей в рамках такого важного международного события, как «КИОДЖИ-2004» в Алматы, и получившей огромный резонанс. Весь мир увидел, что Мангышлак – это не только полуостров природных сокровищ, но и хранитель историко-культурных памятников планетарного значения. Горжусь, что в составе этой экспедиции был и я. По приезду мы вновь побывали в гостях у Рахмета Утесинова и рассказали подробно о нашем интересном путешествии. Помню, он очень радовался, что это мероприятие получилось таким одухотворенным и полезным.

Рахмет Утесинов. Для меня это человек особой высокой породы. На протяжении многих лет знакомства я видел, как он относился к своей работе, к своему делу, к своим ученикам. Не случайно его называют основателем казахстанской отечественной нефтяной школы. Он – воспитатель огромной плеяды известных сегодня нефтяников Казахстана. Надеюсь, что они пронесут с собой многие его принципы и воплотят в жизнь его наказы. А они просты: работать на совесть, приносить пользу своей стране и народу.

«Тысячу раз погибавший и тысячу раз возрождавшийся казахский народ» испокон веков имеет своих духовных покровителей. Я думаю, что одним из них останется на все грядущие времена Рахмет Утесинов. Это право он заслужил своей высокой жертвенностью, необыкновенной силой духа, чистотой помыслов. Это – человек, как бы делегированный нам сверху и сделавший здесь, на земле, все, что смог. Уверен, такой человек навсегда останется в благодарной памяти народа.

 

Мурат АУЭЗОВ, культуролог

Первопроходец

Не стало Рахмета Утесиновича Утесинова. Кажется, всю огромность этой потери невозможно определить, измерить словами. Настоящая легенда, первопроходец, замечательный писатель, человек целеустремленный, цельный, подлинный герой наших дней – все это без малейшей натяжки можно отнести к нему. И еще невозможно отделить его имя от суровой земли, освоению которой он посвятил жизнь.

Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с этим человеком, хотя, конечно же, заочно я знал о нем давно – и по многочисленным публикациям в прессе, и по знаменитому фильму Марины Голдовской и Гадильбека Шалахметова «Испытание», который прошел по экранам всего Советского Союза, демонстрировался во многих зарубежных странах.

Этот человек показался мне сродни замечательному краю, который навсегда вошел в его судьбу. Другой такой земли не найти. Она лежит ниже уровня моря на сто с лишним метров, а над ним шумит не вода – ветер. Пейзажи здесь сродни марсианским, и люди называют эти места святыми, хранят памятники кочевых цивилизаций. Они живут здесь и бывают счастливы. Нет для них роднее этой земли… Специалисты утверждают, что это регион невиданных сокровищ. Пространство парадоксов, край богатств, святая земля.

В прикаспийские пески я впервые попал совсем еще мальчишкой. Шел 1968 год. На Мангышлаке разворачивалась грандиозная работа. Журналисты рвались туда в командировки, приезжая, щеголяли неведомыми названиями – Жетыбай, Форт-Шевченко, Карагийская впадина, чинки Устюрта… Тогда же впервые я услышал имя нового города – Новый Узень. Он как раз и родился осенью этого года.

Рахмет Утесинов как раз и был среди тех, благодаря стараниям которых поднялся город.

…Он приехал на Мангышлак в мае 1963 года, а 15 июля 1964 года образовалось нефтепромысловое управление «Узень» для освоения крупнейшего месторождения – Узеньского. Он был назначен первым начальником этого управления. И уже через год, 10 июля 1965 года, был отправлен первый эшелон мангышлакской нефти на Гурьевский неф­теперерабатывающий завод. С тех пор извлечены из этого месторождения сотни миллионов тонн нефти…

Рахмет Утесинович рассказывал: «Когда я приехал, то увидел голую степь. Ничего не было, пустота… И вот эта равнина и стала для нас местом работы, местом всей жизни. На Узеньском месторождении геологи оставили несколько вагончиков, вот в них-то мы и начали создавать свое предприятие – контору, жилье, гостиницу устроили… Километрах в шестидесяти от нас был колодец, вот оттуда мы и доставляли воду… Потом, через восемь месяцев, гидрогеологи нашли месторождение воды, быстро построили водопровод. Но примерно год мы жили на привозной воде».

Гадильбек Шалахметов вспоминает: «В 60-е годы, едва окончив учебу, некоторые мои друзья помчались на Мангышлак. Там как раз начиналось нефтяное освоение, и хотелось посмотреть на эти удивительные места. Выяснилось, что Мангышлак – это земля трехсот двадцати святых… Все признают оригинальность этой местности. Поэтому с Мариной Голдовской мы и затеяли этот фильм, чтобы показать, что эта земля дарит не только нефть и полезные ископаемые, но и откровения человеческого духа.

Рахмет Утесинов рассказывал, что город рос так: «Сначала вагончики, потом бараки, потом дома, сложенные из камня… В сентябре 1967 года образовался Узеньский район, а днем рождения города Новый Узень считается сентябрь 1968 года. А вообще, этого города не должно было быть, его никто не планировал, не проектировал. Дело в том, что по генеральному проекту разработки месторождения городом нефтяников Узеня назвали город Шевченко. Там строили для нефтяников жилье, потом вахтовым методом возили их в Узень… Дороги не было, рабочих из Шевченко доставляли по бездорожью. Представьте себе раскаленный летом и продуваемый лютыми ветрами зимой полуостров. Пыль, местами заболоченная почва. И вот тогда наши рабочие сами решили: мы приехали работать в Узень, а не в Шевченко. И решили жить по месту работы, поставили барак. Потом небольшие дома построили, и так, по сути дела, стихийно образовался поселок. Это уже потом он получил статус города…»

Кто такой Рахмет Утесинов? Это человек, заложивший первый камень в основание города Новый Узень. Тогда он был молод. В сорок лет руководил будущим крупнейшим нефтегазовым месторождением. Он сделал многое для города. Там ведь пустынные ветры дуют по многу дней. Их по-разному называют – бескунак, жетикунак… Надо было построить такой город, чтобы защитить людей от стихии. Разбирались всякие предложения, проекты, ездили даже в Алжир перенимать опыт пустынного строительства… Сейчас в городе Жанаозене растут деревья, улицы зеленые… Конечно, не один Утесинов это сделал, а такие, как он, крепкие характерами люди…»

На самом взлете карьеры судьба приготовила Рахмету Утесинову тяжелое испытание. 28 октября 1969 года он попал в автокатаст­рофу, семь месяцев пролежал в больнице, потом выслушал приговор: он навсегда будет прикован к креслу-каталке, не сможет вести активный образ жизни и, конечно, заниматься своим любимым делом… В картине Голдовской и Шалахметова есть трагические и одновременно светлые кадры: герой ежедневно преодолевал на костылях 200 метров, и у него уходило на это четыре часа. Никто не обещал Утесинову, что завтра ему станет легче, но он все равно шагал и шагал… Да, таким целеустремленным он был…

Когда случилось непоправимое, Рахмет Утесинович, превозмогая боль, сразу подумал о родных и о своей работе. Работа и семья всегда были неразрывны для него. Он рассказывал, что «было горько, тяжело сознавать, что в сорок два года уже не смогу работать, быть в стороне от нефти». Однако отчаянья не было, были мучительные поиски выхода. «Я должен жить полнокровной жизнью!» – повторял он. И выход нашелся.

Утесинов решил попробовать свои силы в решении серьезной проблемы. Дело в том, что нефть в том краю уже при тридцати градусах выше нуля застывает. Ее нужно подогревать. Зимой на промыслах Узеня было непросто. Нефть замерзала, забивала тромбами скважины, их пробивали горячей водой, паром, другими методами… Но кардинально это проблемы не решало. И тогда за эту задачу взялся человек, прикованный к креслу.

Он снова нашел себя, свое место. И как он радовался, когда первые испытания принесли успех. Предстояла большая работа, но главный шаг был сделан…

Судьба знаменитого нефтяника внезапно раскрыла неведомые доселе черты этой земли, несметные сокровища которой открываются достойным, не сгибаемым духом людям. Огромное количество людей через эту судьбу вдруг открыли для себя эту землю – необычную, прекрасную, узнали ее людей – твердых и глубоких, как все в этом крае.

С тех пор когда приходится слышать слова «Узень», «Узеньмунайгаз», «Жанаозень», можно быть уверенным – там все в порядке!.. Там, где живут и работают такие люди, не может быть иначе.

И вот прошло много лет. Столько событий прошумело с тех пор, возникали и исчезали страны, бушевали кризисы, пришли иные люди, их связывают иные отношения. Но прошлое не забылось – живое, кровоточащее, героическое. И оно не забудется, потому что из этого прошлого вырос наш сегодняшний день, а из него поднимется будущее. Такое, о котором мечтал Рахмет Утесинов.

Он сказал как-то: «Если бы мне выпала другая жизнь, я выбрал бы опять ту же дорогу – работу, своих друзей, Мангистау. Другого не могу себе представить…»

И еще: «Считаю ли я себя счастливым человеком? Конечно… По крайней мере, несчастным не ощущаю… И думаю, что не напрасно живу. Люди меня не забывают… И город живет…»

И сам Рахмет Утесинович Утесинов будет жить – в своих книгах, друзьях, в нашей благодарной памяти. И, конечно, в городе, который он заложил, который любил и который, верим мы, не забудет его.

Геннадий ДОРОНИН