Накануне Дня Первого Президента РК и Дня Независимости страны, оглядываясь назад, хочется вспомнить тот нелегкий, сопряженный многими трудностями путь, который прошла наша страна, и уяснить ту роль, которую в этом историческом процессе сыграл Первый Президент Казахстана и первые народные избранники республики, взявшей курс на независимость.
Нелегких усилий нам стоило решить непростую задачу – построить независимое государство с социально ориентированной рыночной экономикой. И такое социальное государство мы фактически построили за короткие по историческим меркам сроки. А ведь, как мы помним, в наследство от советской эпохи Казахстану достались деградирующая сырьевая экономика, обострившиеся социальные проблемы, усиление внешних угроз, возникновение конфликтогенных зон по периметру границ. Перед молодым независимым государством стоял комплекс исключительно трудных задач, которые нужно было решить незамедлительно.
Итак, перелистаем страницы истории независимого Казахстана назад.
24 апреля 1990 года мы, только что избранные новые депутаты Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва собрались в столице республики – в Алма-Ате. В тот день начала работу первая сессия Верховного Совета нового, двенадцатого, созыва. Наряду с процедурными организационными вопросами поступило предложение об учреждении в Казахской ССР института Президента республики. И Верховный Совет единогласно избрал Первым Президентом Казахской ССР бывшего в те годы Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Назарбаева Нурсултана Абишевича.
Помнится, это был периодом, когда Союз начинал расшатываться, и бывшие союзные республики, в частности, страны Прибалтики, входившие в состав СССР, стали поговаривать о независимости и первыми вышли из него.
Декларацию о независимости Казахской ССР мы, казахстанцы, приняли 25 октября 1990 года. Декларация, конечно, – не закон, тем не менее, в ней четко прослеживаются основы будущей новой Конституции независимого государства.
16 октября 1991 года на заседании Верховного Совета КазССР был принят Закон «О Президенте Казахстана». Наряду с этим законом было принято решение о проведении первого декабря 1991 года всенародных выборов первого Президента республики. Так, первого декабря 1991 года Президентом республики народом Казахстана был избран Назарбаев Нурсултан Абишевич.
10 декабря 1991 года на расширенном заседании Верховного Совета был принят Закон «О переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан». И в тот же день состоялась инаугурация Первого Президента, теперь уже Республики Казахстан, на которой он дал клятву служить своему народу. Следом, 16 декабря, на заседании Верховного Совета РК народные избранники приняли конституционный Закон «О Независимости РК».
В 1992 году Верховным Советом РК была образована комиссия по разработке первой конституции республики, взявшей курс на независимость. Конституционную комиссию возглавил Председатель Верховного Совета, а после всенародного избрания Назарбаева Президентом республики теперь уже комиссию возглавил Нурсултан Абишевич.
В начале 1992 года в Верховном Совете РК была создана комиссия по разработке новых государственных символов Республики Казахстан. Нужно отметить, члены комиссии работали очень упорно, на большом вдохновении, и 4 июня 1992 года были приняты соответствующие законы о принятии символов – Гимна РК, Герба РК и государственного флага республики.
Не буду скрывать, что работа по разработке первой Конституции независимого Казахстана продвигалась тяжеловато. Конституция, как главный закон независимого государства, должна отразить роль государствообразующей, титульной нации и, соответственно, обозначить значимость государственного языка, литературы, культуры, традициях, правах народа, то есть все соответствующие нормы, которые на первых порах тяжело воспринимались большей частью депутатов. В тот период в Верховный Совет были избраны 360 депутатов, из которых представителей коренной национальности было чуть меньше половины. Из этого же числа казахов значительная часть была русскоязычной и, соответственно, обсуждение Конституции шло очень тяжело, пока в один прекрасный день не выступил на одной из сессии Абиш Кекильбаев. В те годы он был депутатом Верхового Совета и возглавлял Комитет Верховного Совета республики. (Это сегодня деятельность Парламента четко регламентирована: в 10 утра депутаты начинают работу, а в 17.30 заканчивают ее, в выходные дни отдыхают. Депутаты же того времени приезжали в столицу только на период работы сессии Верховного Совета, живя временно в гостиницах, через месяц разъезжаясь по месту жительства. Работали народные избранники, принимая и обсуждая законопроекты, в поте лица, допоздна, не считаясь со временем, начиная сессию с девяти часов утра).
Как сегодня помню, начинаем работу сессии, Абиш Кекильбаев просит слово. Выступал чуть более получаса. Подготовился он серьезно и основательно. В руках держал международные декларации, нормативные документы о правах титульной нации, государства, человека и т.д. В своем выступлении Абиш делал упор на права титульной нации государства. Чувствовалось, что он смог переубедить народных избранников. Сделав перерыв в работе сессии, мы выехали в рабочие командировки по регионам республики, встречаясь с народом, рассказывая населению Казахстана о ходе обсуждения первой Конституции республики и, разумеется, нашим доводом, позволявшим достучаться до сердец людей, было выступление Абиша Кекилбаева. Меня направили в Актюбинскую и Акмолинскую области. И нужно сказать, народ и его избранники сумели найти общий язык по вопросам обсуждения принимаемой новой Конституции нового Казахстана.
Конечно, на заре становления независимости Казахстана было нелегко. Да, и в бытность Союза Верховный Совет Казахской ССР также принимал законы, но все они приходили с Центра, из Москвы, уже с конкретными указаниями, почти готовые, и депутаты приезжая в столицу буквально на денек-другой, принимали закон почти единогласно. В нашем же случае речь шла о независимом, нашем, государстве и, соответственно, многие вопросы для нас, депутатов, были в новинку, а потому обсуждение их шло тяжело. И это несмотря на то, что в числе 360 депутатов почти многие были академиками, ведущими учеными-специалистами в разных сферах, крупными руководителями всех отраслей хозяйства страны. Наряду с генералами производств были и передовики-рабочие, новаторы. Интеллектуальная база среди депутатов нашей республики была мощной. Но одно дело – иметь базу, и другое – принимать законы, которые должны соответствовать международным нормам, и в то же время обеспечивать независимость и защищать интересы нашего молодого, делающего первые шаги независимости, суверенного государства.
Нурсулстан Абишевич принимал участие почти на каждом втором заседании Верховного Совета, спорил с депутатами, дотошно вникал в суть вопросов, отвечал на вопросы народных избранников. Бывало, по каким-то вопросам он мог переубедить депутатов, и, наоборот, депутаты, не принимая его предложений, отстаивали свою точку зрения, переубеждая его самого. Вот так принимались в то время законы. И, наконец, 28 января 1993 года мы приняли первую Конституцию Республики Казахстан. Из 304 присутствовавших на сессии Верховного Совета депутатов лишь один был против, двое воздержались, остальные проголосовали «за». К тому времени республика Казахстан имела все необходимые атрибуты независимого государства: своего всенародно избранного Первого Президента, все государственные символы, и, самое главное, основной свой закон – первую Конституцию Республики Казахстан.
Справедливо ради нужно отметить заслуги Первого Президента республики. Еще свежи в нашей памяти картины бедственного положения, помним, в каком оказались страны СНГ и в том числе Казахстан в период развала СССР, экономического разрыва бывших братских союзных республик. В тяжелые девяностые годы стагнации производства, когда кризис и хаос охватили все сферы экономики, Нурсултан Абишевич сумел убедить народ, настроить на будущее, поверить в свои силы, в то, что мы, народ Казахстана, сможем крепко встать на ноги. И люди поверили ему, как первому руководителю страны, который сможет повести народ в верном направлении, верным курсом.
Кайролла ЕРЕЖЕПОВ,
общественный государственный деятель,
Почетный гражданин Мангистауской области,
Почетный гражданин города Актау,
Каракиянского и Мунайлинского районов,
кавалер ордена «Парасат»