Судьба человека

«Человек начинается с убежденной страсти сделать что-то для людей. Сколько этой страсти – столько самого человека, столько его счастья», – писал школьникам украинского города Шепетовка легендарный казахстанский нефтяник Рахмет Утесинов, которому в нынешнем году исполнилось бы 90 лет.

Этот город – родина знаменитого писателя Николая Островского, вдохновлявшего и самого Рахмета-ага, который половину своей жизни был прикован к инвалидной коляске, но успел сделать столько, сколько и здоровому не под силу. Автор десятка изобретений и рационализаторских предложений по технике и технологии добычи и транспортировки нефти, более 10 высокохудожественных произведений вел диалог со своей жизнью на равных. «Это неправда, что трудная судьба укорачивает жизнь человека. Скорее наоборот, она делает человека крепким, закаливает до выносливости саксаула», – утверждал он, обращаясь к студентам Рижского политехнического института. Сотням страждущих, попавших в расцвете сил в безвыходную, казалось бы, ситуацию продолжают помогать эти слова и пример его жизни в целом, талантливо отраженный в телефильме «Испытание» (созданном Гадильбеком Шалахметовым и Мариной Голдовской).

Начать с азов

«Надо верить и доверять молодежи. Она очень талантлива. Надо направлять их таланты в нужное русло», – убежденно говорил Рахмет-ага в одну из последних наших встреч, вспоминая, как много значила моральная поддержка для него лично. Тягу к нефтяному делу Рахмет Утесинов унаследовал от отца – ветерана нефтяной Эмбы, кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Утесина Жайлыбаева, оператора подземного ремонта скважин на нефтепромысле «Доссор». В этих местах семья обосновалась в голодных тридцатых, спасаясь от голощекинского произвола.

В трудные послевоенные годы, когда хлеб распределялся по карточкам, Рахмет-ага на отлично освоил программы Московского института нефти и газа им. Губкина, с тем чтобы начать свою карьеру с мастера. «В феврале 1951 года, по окончании вуза, меня направили в «Эмбанефть» и предложили на выбор две вакансии: инженера и мастера, – вспоминал аксакал. – Я решил начать с азов: начал с мастера по добыче нефти, затем стал начальником цеха, потом главным инженером и директором».

И уже первые шаги в этой долж­ности показали эффективное воплощение знаний в практику. «Тов. Утесинов является активным рационализатором, он внес предложение о специальной конструкции гравийного фильтра, внедрение которого решило проблему борьбы с образованием песчаных пробок в нефтяных скважинах промысла Комсомольский», – свидетельствуют о том периоде архивные материалы. Только спустя шесть лет, в августе 1957 года, Рахмет Утесинов соглашается стать директором промысла «Кошкар».

Без выходных и праздников

«Если браться за дело с полной отдачей, то любое дело можно осилить», – любил повторять Рахмет-ага. Загруженный обязательствами сверхплановой добычи (страна остро нуждалась в «черном золоте»), он ведет большую общественную работу: помимо обязательного участия в работе местного райкома партии и поселкового совета, инициирует и возглавляет кружок по изучению конкретной экономики. И щед­ро делится знаниями и производственными навыками со всеми желающими, а таковых, к счастью, вспоминал Рахмет-ага, оказалось много среди молодых и старых. «Мы привыкли к беспрерывному ритму жизни, к неделям без выходных и месяцам без праздников», – без тени сожаления говорил аксакал.

В записке от 27 ноября 1958 года, адресованной знаменитому Нуртасу Ундасынову (в то время секретарю Гурьевского обкома Компартии республики) говорится: «За 11 месяцев 1958 года коллектив промыс­ла «Кошкар» дал сверхплана 4 600 тонн нефти. Им досрочно был выполнен план добычи нефти за истекший период. За оставшееся время они обязались дать еще 100 тонн нефти». А спустя год, отмечается в другом отчете, «…только один промысел «Кошкар» дал 5 583 тонны нефти сверх плана, которая составляет половину всей добытой сверхплановой нефти по району»…

Так на деле воплотил свои знания и любовь к профессии молодой специалист Рахмет Утесинов. Как свидетельствуют архивы, нефтяники использовали его и активно внедряли другие рационализаторские идеи, значительно улучшающие качество добычи нефти. На возглавляемом им промысле «Кошкар», пожалуй, впервые в Западном Казахстане были внед­рены автоматизация и телемеханизация глубинно-насосных скважин. «Рахмет Утесинов изменил давно сложившийся ритм жизни поселка нефтяников… с его именем связывали все новшества производства, работал ли он в Макате или уже в Кульсарах, – отмечал в одной из своих статей земляк аксакала, писатель Сатимжан Санбаев. – Ибо жизнь обитателей Эмбинского региона напрямую связана с количеством добытой ими нефти. Везде только и говорили: гравийный фильтр Рахмета Утесинова, передвижной приемный мостик для подземного ремонта Рахмета Утесинова…

«Тов. Утесинов хорошо разбирается в вопросах экономики предприятий нефтяной промышленности и технологии добычи нефти, настойчиво борется за внедрение в производство прогрессивных методов и новой технологии, умело организует работу по использованию действующего фонда скважин промысла», – пишет в конце мая 1959 года уже сам Нуртас Ундасынов. Заинтересованный в обеспечении такого уровня по всему западному региону, партийный руководитель хлопочет о выдвижении Утесинова на пост партийного руководителя.

С чистого листа

«То было время острой нех­ватки кадров, и партии нужны были люди, хорошо знающие производство, нужды людей, – вспоминал Рахмет-ага. – Но я прикипел душой к своей работе нефтяника, и партийная работа, честно сказать, меня тяготила. В это время на Мангышлаке один за другим открывались нефтегазовые месторож­дения, я стал проситься туда. И в 1964 году меня утвердили в должности начальника нового нефтегазодобывающего управления «Узеньнефть». Начинали с чис­того листа: когда я приехал на место, то увидел посреди голой степи десять вагончиков геологоразведчиков. Вот и все хозяйство». Однако уже через год, а именно 10 июля 1965 года, отсюда пошла первая мангышлакская нефть, и вскоре Рахмет-ага заложил первый кирпич для города Новый Узень, куда стали стекаться специалисты из Баку и Красноводска, Грозного и Уфы, Поволжья и Кубани. И вновь благодаря подходу Рахмета Утесинова центральные газеты стали называть Мангышлак «лабораторией по внедрению новых технологий в нефтяной отрасли».

«Это человек, как бы делегированный нам сверху и сделавший здесь, на земле, все, что смог», – однажды сказал об аксакале Мурат Ауэзов и справедливо назначил его «духовным покровителем» нашего общества. В самом расцвете сил, в 42 года, Рахмет-ага пережил страшную аварию. Но даже прикованный к инвалидной коляске изобрел устройство по нейтрализации парафина в сырье, активно консультировал производственников, а позже состоялся как писатель.

В высшей степени правдивы и столь же художественны посвященные казахстанским неф­тяникам его романы, повести, радиопьесы и еще – пронзительная по силе духа поэзия. Как завещание своим молодым соотечественникам Рахмет Утесинов оставил такие слова: «Возможности человеческого интеллекта, творческого потенциала безграничны. В каждом можно раскрыть массу талантов, если верить в наше высшее предназначение, опираясь на ум, волю, настойчивость и стойкость»…

Автор:

Алипа Утешева

12:30 , 25 Августа 2017