О первом СРП , геофизических исследованиях и о проблемах углеводородного следа.

Состоялась встреча работников центрального аппарата с руководителем Актюбинского филиала Мамырбаевым А.А. и ветераном отрасли Бижановым А.Н.
Принимали участие от центрального аппарата РОО ВНГК:
Тегiсбаев А.О. — Генеральный директор РОО ВНГК;
Алшымбаев З.У.- Советник Генерального директора РОО ВНГК;
Кешубаев Г.К. — Консультант РОО ВНГК;
Кусаев Х.Н. — Консультант РОО ВНГК;
Аккулов А.А. — Консультант РОО ВНГК;
Мамырбаев А.А — Руководитель Актюбинский филиала РОО ВНГК;
Бижанов А.Н. — Ветеран Алматинского филиала РОО ВНГК.

Обсуждали вопросы и обменялись мнениями:
1. По презентации книги Мамырбаева А.А.
2. Состояние и перспективы нефтесервисных услуг (нефтепромысловая геофизика).
3. Проблемы углеводородного следа в Казахстане.

По первому вопросу слушали Мамырбаева А.А, который ознакомил с основными положениями опыта взаимодействия с иностранной компанией в рамках первого в Казахстане контракта СРП в своей книге «Первый контракт СРП в Казахстане». Контракт на геологоразведку и добычу впервые был заключен с французской компанией «АльфаКитен» и преследовал своей целью бурение с целью поисков залежей нефти и газа на Темирском карбонатном поднятии в Актюбинской области. В книге отмечены ряд аспектов в области нефтегазовых контрактов, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Так за счет обязательств компании, которая проводила геологоразведочные исследования всего на протяжении 5 лет , не вступив в фазу добычи, были обучены более 150 человек по непрофильным для нефтяной компании специальностям, но так необходимым для Казахстана, специальностям врачей, учителей и т.д. Для сравнения за счет компании СНПС за 20 лет получили образование 200 человек, причем только по нефтяным специальностям. Согласно формату данного СРП контракта были заключены последующие контракты по Тенгизу, Карачаганаку, Кашагану и др. Несмотря на выгодные для Казахстана контрактные условия, не компетентность руководителей с казахстанской стороны в осуществлении контроля за реализацией технических решений, ввод не обоснованных преференций и попустительство, которые носят прямую коррупционную составляющую, определили кратное удорожание проектов и значительную задолженность государства, достигшей астрономической суммы в 160 млрд. долларов США. В связи с этим необходимо начать работу над приданием основным положениям контрактов гласности и войти с соответствующей законодательной инициативой в правительство.
По второму вопросу слушали Бижанова А.Н, который ознакомил с запросами работников компаний, оказывающих промыслово-геофизические услуги на нефтяных месторождениях Казахстана. Низкие тарифные ставки определили работу последних организаций на уровне рентабельности и не позволяют во многом производить их перевооружение и переоснащение. Низкий уровень зарплаты приводят к размыванию кадрового состава организаций, что ставит под вопрос само существование предприятий. Необходимо также отметить, что открытие специализированных кафедр по подготовке геофизиков – промысловиков в Казахстане также определяют в будущем возможность оказания промыслово-геофизических исследований силами казахстанских специалистов. В связи с этим необходимо поставить данный вопрос перед соответствующими гос.органами и нефтяными компаниями. Одним из возможных путей предлагается за счет средств, направляемых на обучение нефтяными компаниями, открыть несколько кафедр по подготовке специалистов промыслово-геофизического профиля в отечественных университетах. Также предлагается выйти с инициативой с вопросом повышения тарифных ставок.
По третьему вопросу слушали Мамырбаева А,А., который изложил проблему относительно сокращения углеродного следа посредством строительства возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Казахстане. Экономическая нецелесообразность этого проекта очевидна, так как стоимость электроэнергии на порядок превышает стоимость вырабатываемой на существующих газотурбинных станциях(ГТС) и гидроэлектростанциях(ГЭС). Вырабатываемая от ВИЭ электроэнергия в сети КЭГОК смешивается и в результате тарифы реализации электричества для населения в два –три раза превышают тарифы получаемых на ГТС и ГЭС. В то же время компаний ТШО, НСОС, КПО, СНПС для своих нужд используют электроэнергию получаемую на газотурбинных установках(ГТУ) за счет использования попутного нефтяного газа т.е. практически используют бесплатный энергоноситель и не поставляют населению ни одного киловатта энергии. Строительство ВИЭ в Казахстане проводится по инициативе и с участием иностранных компаний — недропользователей и поэтому в отчетах они указывают на объемы электроэнергии вырабатываемой на этих ВИЭ, как их вклад в выполнение Парижского соглашения по снижению углеродного следа, тогда как они должны были использовать электроэнергию от ВИЭ на собственных предприятиях, а электроэнергию вырабатываемую на газотурбинных станциях поставлять в сеть КЕГОК. Пока картина обратная т.е. население Казахстана практически оплачивает из своего кармана их проекты по ВИЭ. Необходимо поставить вопрос о приведении этой ситуации в нормальное состояние.
В обсуждении вышеуказанных вопросов принимали участие Генеральный директор Тегiсбаев А.О., Советник Генерального директора Алшымбаев З.У., Консультанты РОО «ВНГК»: Кусаев Х.Н., Аккулов А.А.,Бердимуратов А.С.
По обсуждаемым вопросам участники пришли к общему мнению:
Принять к сведению поставленные вопросы, провести консультации в МЭ РК, МЭГ РК, с курирующими департаментами и по итогам встреч, совместно участвовать в разработке мероприятий по недопущению подобных ситуаций впредь.

Консультанты: А. Аккулов, Х.Кусаев. 06.04.2022 г