Исторический очерк

          

   Легендарный Карашунгул и первые разведочные работы на Эмбе    

     В прошлом году, в канун празднования 120-летнего юбилея казахстанской нефти, мы начали публикацию исторических очерков о разработке первых эмбинских месторождений, подготовленных на основе архивных материалов. К сожалению, пандемия внесла коррективы в начатую исследовательскую работу по изучению богатого исторического наследия нефтяной Эмбы. Несмотря на обстоятельства, мы продолжаем эту работу. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей занимательные факты о разработке легендарной скважины №7 на структуре Карашунгул (в исторических документах — Кара-Чунгуль), первый фонтан на которой ознаменовал начало истории казахстанской нефти и другую познавательную информацию о первых разработках нефти в конце 19 века.

….Тут скоплено большое количество нефти

 

        В новом очерке, с помощью документов мы опять погрузимся в период первых поисково-разведочных работ на Эмбе, активное начало которых было положено после присоединения Казахстана России.

       Для закрепления позиций во вновь присоединенных казахских землях в мае 1734 г. была организована Оренбургская экспедиция, которую возглавил обер-секретарь Сената И.К. Кириллов – спод­вижник Петра I, один из основоположников российской географической науки и родоначальник российской экономической географии. В задачу экспедиции входило всестороннее изучение вошедших в состав России земель, разведка природных ресурсов, сооружение Орской крепости, установление новой границы между русскими и казахски­ми владениями. В 1735 г. был основан г. Оренбург, имевший важное значение в развитии русско-казахских политических и торговых взаимосвязей. В мае 1744 года была учреждена Оренбургская губерния, к которой был присоединен Гурьев-городок (ныне областной центр — Атырау), ранее относившийся к Астраханской губернии. Согласно карте, в 1764 году Оренбургская пограничная линия простиралась, начиная от Гурьев-городка вверх по реке Яик до вершин на реке Уй и р. Ую до устья реки Тобол, далее до Звериноголовской крепости с приобщением Самарской и Сакмарской линий (Карта Оренбурской губернии от 1764 г. и Карта похода в Хиву в 1839 году). Пограничная линия разделяла степь кочующих киргиз-кайсаков и внутреннюю часть Оренбургской губернии. С 1781 года Оренбурская губерния была упразднена, а Гурьев-городок и Уральск отписаны к Астраханской губернии.  По данным переписи 1897 года, на тот момент в уездном городе Гурьеве проживало 9 322 чел.

           К этому периоду правительственными указами в число участников военных экспедиций в Среднюю Азию включаются исследователи, на которых возлагалась задача по изучению территорий по пути следования походов с подготовкой подробных отчетов по полезным ископаемым. Автор одного из них технолог Д. Кирпичников в 1874 году в «Описании соляных озер, расположенных возле устья реки Эмбы и нефтяных месторождений к северо-восточному берегу Каспийского моря» подробно делится своими наблюдениями об исследованной им территории вдоль побережья реки Эмба.

        Первым автор описывает месторождение, найденное им в Бланской волости Гурьевского уезда (предположительно в Жылыойском районе западнее поселка Каратон к побережью Каспийского моря). Со слов Кирпичникова, месторождение представляет из себя озеро с горько-соленою водою с черными асфальтовыми островами. Длина озера составляет — около 500 саженей, ширина — 200 саж. (1 сажень = 2.1336 метра – прим. от Л.С.). Над озером возвышаются 12 островов, диаметр самого большого — 7 саженей, другие меньше и есть очень маленькие, с площадью равною 1 квадратному аршину (1 аршин — 71,12 см – прим. от Л.С.). По мнению Кирпичникова, острова образовались вследствие выхода нефти на поверхность земли, вследствие того, что «нефть оставляла в этом месте свои твёрдые части, из которых образовался асфальт».

         Исследователь, изучив этот район в течении месяца, делает заключение, что озеро лежит в котловане, окружённом небольшими возвышениями.

 — Поблизости нет высоких гор, внутри которых могли бы скопиться нефтяные газы, производящие давление на самую нефть, то вместилище самой нефти должно находиться не глубоко, на глубине 10-15 саж., — делает вывод Кирпичников.

    Он также делится мнением, что воспользоваться этим богатством на тот момент очень трудно в связи с отсутствием пресной воды и путей сообщения с населенными пунктами – Гурьевым, с одной стороны и Нижне-Эмбинским укреплением с другой, а также невозможностью запасти корм для рабочего скота, вследствие отсутствия поблизости лугов и степей, удобных для сенокоса.

       Местность Карашунгул Кирпичников описывает песчаной, не ровной, представляющей из себя барханы. Она возвышается над всеми окружающими урочищами, а в середине возвышения находится соляное озеро с нефтяными источниками. Озеро имеет в длину 300 саженей и 200 в ширину, посередине озера находятся 2 гипсовых возвышения, разрабатываемые киргизами для могильных насыпей. По рассказам местных жителей, это место считается святым — аулие, вследствие чего около озера находится большое количество мазарок. Вытекающую из южного берега нефть местное население употребляет как лекарство для скота, ею мажут скот при появлении кожных болезней. Для добычи нефти жители этих мест вырыли несколько ям, в которых в течении суток скапливается около одного ведра горючего, которое плавает маслянистым слоем поверх выступающей воды. Нефть сочилась по песчаному слою, пропитавшегося твердыми составными частями нефти. Этот слой углублялся в южный берег озера и имел 10 саженей в ширину.

    — Буры, взятые мною, — пишет исследователь, — оказались на этом месторождении неудобными, отверстие засыпалось вследствие песчаного грунта, а потом выступала вода и прекращала работу. Нефть, набранная в ямы, вырытые киргизами, была испробована относительно выхода из нее керосина и оказалось, что взятый образчик дает 19,4 % керосина, тогда как кавказская нефть отделяет около 40% керосина. Эту разницу в содержании керосина я объясняю следующим образом: взятый образчик получен не прямо из вместилища, а должна была пройти до выхода на поверхность сквозь слой асфальта. Проходя она растворила осмолившиеся части асфальта и другие твердые части нефти, составляющие асфальт. Вследствие этого на известное количество легко кипящих составных частей нефти оказались больше трудно-кипящих составных частей и процентный выход керосина получился малым. По проведении колодца, когда нефть будет получаться из самого вместилища нефти, должно ожидать, что керосину будет получаться столько же сколько из кавказской нефти, — делает вывод Кирпичников.  

     Образчик нефти имел неприятный запах и буро-желтый цвет с удельным весом 0,869. Кипение начиналось при 159 градусах. После отгона керосина при температуре между 195 и 310 градусов, полученный остаток годился для получения парафина и употребления в виде смазочного масла для колес, машин и проч.

    — Относительно путей сообщения этого нефтяного месторождения с большими населенным пунктом с Нижне-Эмбенского укрепления можно сказать что их совсем нет. Первые 40 верст от Нижне-Эмбенского укрепления до урочища Тулюса удобны для проезда, дальше же проехать можно с большим трудом, с возами даже невозможно – начинаются грязи, соры с топкими днами, объехать которые невозможно, потому что они тянутся от урочища Тулюса вплоть до моря и пересекают дорогу. За грязями начинаются барханы. К этому нужно присоединить отсутствие воды: вода только в кудуках, вырытых киргизами и она в малом количестве и солоноватая. Так как описываемое месторождение отстоит недалеко от моря, то можно было думать, что сообщение с морем будет удобным сообщения с Нижне-Эмбенским укреплением, но оказалось наоборот вследствие грязей, соров добраться до моря нет никакой возможности, — констатирует российский исследователь.  

      Исследователь также описал следы асфальта на юго-востоке от Нижне-Эмбенского укрепления, в 8 верстах от гор Кой-кара и Иман-Кара. Первая содержит мел, употребляемый в Нижне-Эмбенском укреплении для получения извести, около же второй находится залежь песчаного асфальта.

      — Асфальт тут попадается 2 сортов: один бурый, другой черный, что зависит от различного количества смолистых веществ, пропитавших песок. Бурый горит плохо, отделяет газы, сходные по запаху с нефтью, другой горит лучше, но тоже не в состоянии гореть один, а горит только тогда, когда есть жарь, образовавшаяся от другого горючего материала. Последний сорт асфальта содержит горючих веществ только 15,43%, но обладает дорогими следующими качеством; он в кипящей воде или вообще при нагревании делается мягким и в этом размягченном виде из него можно делать кирпичи, плиты и прочее, — ссылается Кирпичников на рассказы местного населения.

      Они рассказали ему также, что дальше Иман-Кары в местности называемой Монайлы, нефть свободно вытекает на поверхность.

  — Если последние сведения, полученные мною на возвратном пути верны, то можно предположить, что вся площадь от Иман-Кара до Монайлы, при некоторой ширине покрыта асфальтом и нужно признать связь происхождения асфальта Иман-Кары и нефти Монайлы. Рассматривая местность, прилегающую к северо-восточному берегу Каспийского моря, можно сказать, что тут скоплено большое количество нефти, которая образовала для себя осмотренные мною естественные выходы, — предполагает Кирпичников.  

      Уже в Гурьеве, по пути домой, народный судья Гурьевской волости Иманбай Чанкотов сообщает Кирпичникову, что по дороге из Калмыково на Уильскую ярмарку при Матин-Кузя (ныне Матен-кожа) киргизы получают нефть, по бочке в сутки.

  

                                            Первый фонтан нефти на Карашунгуле

       Прошло еще 12 лет, прежде чем на Урало-Эмбинский район вновь обратили внимание. На этот раз сюда был послан горный инженер Новаковский. Его оценка исследованных месторождений – Матен-хожа, Джаныбек/Доссор/, Искине, Карашунгул, была неопределённой. Его заключение относительно Доссора: «помимо» худших качеств, источник Джаныбек по богатству уступает источнику Матеня (Матен-кожа). Кроме того, «в виду недостатка поблизости пресной воды и совершенного безлюдия местности, он не может иметь практического значения».

      Несколько лет спустя, в связи с изысканиями в Туркестан была предпринята еще одна возможность пересмотреть оценку здешних месторождений нефти. В 1892 г. Правление Рязано-Уральской железной дороги снарядило экспедицию в Зауральские степи и Усть-Урт, во главе которой был поставлен геолог Геологического комитета С.Н. Никитин. Экспедиция включила в свой состав для разведочных работ на нефть горного инженера Ижицкого. Эта экспедиция для выяснения строения месторождения впервые применила разведочные работы. В район впервые были завезены буровые инструменты. Бурились первые скважины ручным способом, но эти скважины были ничтожной глубины. В Доссоре Ижицкий пробурил 6 скважин, глубина каждой из которой не превышала 9,0 метров. На Искине была задана всего одна скважина — 7,0 м глубиной, а на Карашунгул – пять скважин, глубиной от 6 до 7 м. Эти цифры демонстрируют, насколько мал был объем разведочных работ экспедиции.

       Собранные экспедицией геологические данные показали, что для решения вопроса благонадежности нефтяных месторождений Зауральских степей необходимо провести более серьезные разведочные работы.

       Тогда же, в 1892 г. впервые в районе появились предприимчивые люди, сделавшие первые заявки для разведки нефти на Доссоре, а затем в 1894 г. – и на Кара-Чунгуле. В мае 1894 г. Комитетом Министров большая часть известных к тому времени месторождений была отдана в концессию Компании, состоящей из Грум-Гржимайло, Лемана и наследников Доппельмайера. Концессией предоставлялось на три года исключительное право производства изысканий и разведки полезных ископаемых в шести Киргизских волостях Гурьевского уезда и в одной области тогдашнего Калмыковского уезда. Впоследствии срок концессии неоднократно удлинялся. В начале 1909 г. Компании была разрешена передача своих прав полностью иностранным обществам или частично лицам иностранного происхождения. В 1908 году Н.Н. Леману удалось заинтересовать в разведках Урало-Эмбинских месторождений Елабужского купца И.И. Стахеева и организовать Эмба-Каспийское Нефтяное Общество.

        Наибольшие надежды внушала разведка Карашунгуля и Каратона. На Карашунгуле Леманом была пробурена 21 скважина. Глубина этих скважин колебалась от 38 м. до 235 м., но большее количество скважин относилось к числу неглубоких. Легендарной скважине №7 приписывался дебит до 1 млн пудов нефти. В действительности на 13 ноября 1899 г., с глубины около 42 метров была получена нефть со значительным содержанием газа. Фонтанирование продолжалось 18 часов, а затем прекратилось. После чистки и углубления на 1.4 м. фонтанирование возобновилось с большей силой и продолжалось около 10 часов. В первый раз, по грубому подсчету, фонтан мог иметь суточную производительность 25 тонн нефти, а во второй – около 22 тонн нефти. Во второй раз фонтанирование было с перерывами. Перерывы были сначала через полчаса, а затем чаще. После углубления скважины еще на 3,5 м. забил более сильный фонтан, давший за два с половиной часа более 17 тн. нефти. После этого фонтанирование стало ослабевать. Нефть была удельного веса 0,828 при 20 градусах Цельсия.

  Полученный результат, вполне понятно, выдвинул Карашунгул и ближайшие к нему месторождения на первый план. Параллельно с Карашунгулем, разведочные работы велись на ближайшем к берегу моря месторождении нефти — Каратон. Компанией Лемана сначала было пробурено 13 неглубоких скважин, общей глубиной около 240 м. Из этих скважин лишь 2 скважины — 37 и 41 метров, остальные не превышали 20 м. Тем не менее каждая из этих скважин давала нефть в объеме до 0,05 тонны в сутки. Кроме того, Леманом было пробурено 7 более глубоких скважин, из которых скважина №1 достигла глубины 355 метров, а скважина №5 – 179 м. Эти более глубокие скважины давали небольшое количество нефти 0,05-0,17 тн. в сутки, или обнаруживали только признаки нефти. Из скважины №6 с глубины 40 м. нефть переливалась через край трубы. В 1908 г. когда при участии И. Стахеева было образовано «Эмба-Каспийское» общество, на Каратоне было пробурено еще 8 скважин. Наиболее глубокая из этих скважин достигла глубины 165 м. и встретила нефть на разных глубинах. А скважина №6 давала с глубины 57 м. нефть в количестве 0,2 тонны в сутки.

       Большое внимание вначале своих разведочных работ Эмба-Каспийское общество уделило разведке Искине. На северо-западном берегу сора этого месторождения было пробурено 10 скважин глубиною 27-65 м. и одна скважина была пробурена на южном берегу сора. Скважина №5, глубиною всего 22 метра, обнаружила нефтяную залежь и вначале давала до 10 тонн нефти в сутки. Дебит этой скважины скоро упал до 2,3 тонны, а через полтора месяца был всего 1,7 тонн в сутки. Шесть скважин из одиннадцати также встретили нефть, но дебит этих скважин был небольшой. Скважина №1 была доведена впоследствии до глубины 254-360 м. и по некоторым данным, перестала фонтанировать 29 апреля. Через 30 часов действия фонтан загорелся и только первого мая вследствие образования в скважине песочной пробки пожар прекратился. По приблизительным подсчетам этот фонтан дал 16.700 тонн нефти удельного веса — 0,866.

                                                 Заявочная горячка на Эмбе

       Первый грандиозный фонтан на Карашунгуле выявил промышленную ценность района и окончательно решил его судьбу. Началась заявочная горячка и прошения о выдаче заявочных свидетельств на разведку в пределах Гурьевского, Темирского и Лбищенского уездов Уральской области в изобилии стали поступать в Самарско-Уральское управление земледелия. В 1911 г. было продано – 121 свидетельство, в 1912 – 1.788 и в 1913 – 2.564. В результате энергичной заявочной деятельности, в районе началась так называемая заявочная неразбериха, которая вызвала необходимость создания целого штата правительственных землемеров с горным инженером во главе.   

      Между тем, в 1910 г. Леман разошелся со Стахеевым и привлек для разведки района иностранный капитал, образовав Урало-Каспийское Нефтяное Общество (далее — УКНО). В этот период УКНО вело разведочные работы в Доссоре, Искине, Карашунгуле и Каратоне. Большая часть скважин была пробурена ручным способом до небольшой глубины. На Доссоре Леманом до образования УКНО было пробурено три скважины.

     Первая скважина была пробурена на западном берегу сора и обнаружила в белых меловых глинах и мергелях нефтяные слои на глубине 47,5-50,0 м. и на 160-162 м. С глубины 47,5-50,0 нефть переливала через край обсадной трубы, при этом собирали в сутки до 1,2 тн. нефти. Вторая скважина была пробурена на восточном берегу сора около проведенной впоследствии скважины №5 на участке №10. Глубина скважины была 192 метра. По некоторым сведениям, эта скважина давала с глубины 42 до 1,3 тн. нефти в день, с глубины 58,8 м до 1 тн., а с глубины 90 м. – около 1.7 тн. Третья скважина была задана на северо-восточном конце сора была пробурена до 168 метров, но нефти не встретила.

     Наряду с Доссором УКНО бурило на Макате и Искине, однако бурение этих скважин не дало таких блестящих результатов, как в Доссоре. После неудачных попыток УКНО разведку на Искине приостановило. По-видимому, решило выждать результатов разведки, производившихся обществами «Эмба» и «Эмба-Каспий». Дальнейшее свое внимание УКНО сосредоточило главным образом на развитии добычи нефти в Доссоре.

     Недостатка средств на разведку эмбинских месторождений не было, так как кроме Урало-Каспийского и Эмба-Каспийского Обществ, образовался целый ряд новых юридических лиц: Западно-Уральское нефтяное общество, Урало-Эмбинское и ряд других менее значительных обществ. Перенесло свою деятельность в Урало-Эмбинский район общество «Колхида», ранее организованное для работ в Майкопском районе. Начало разведочные работы товарищество «Бр. Нобель». Эта фирма имела большую часть паев и общества «Эмба», благодаря чему управление этого общества находилось в руках товарищества «Бр. Нобель».

       Нефтепромышленные общества, работавшие в Урало-Эмбинском районе, имели следующий основной капитал:

Урало-Каспийское Нефтяное Общество (УКНО), основано в 1910 г. – 7 млн. руб.

«Эмба», осн. в 1912 г. – 6 млн. руб.

«Эмба-Каспийское», осн. в 1912 г. – 14 млн. руб.

«Западно-Уральское», осн. в 1912 г. – 0,5 млн. фунт. стерл.

«Колхида», осн. в 1910 г. – 3 млн. руб.

«Урало-Эмбинское», осн. в 1913 г. – 0,13 млн. фунт. стерл.

       Доля английского капитала, затраченного в Урало-Эмбинском районе, составила в 13 тыс. руб., в этот перечень не вошли товарищество «Бр. Нобель», которое вело разведку в Ново-Богатинске, Чингильдах, на Черной речке, Матен-Коже и в Темирском уезде, товарищество «Нефть», начинавшее работать в Темирском уезде, Урало-Московское общество, работавшее в Ново-Богатинске и ряд других, находившихся в стадии организации или приобретшие земельные участки.

    С этого момента начинается новый период разведочных работ в Зауральских степях. Буровые работы после 1911 г. стали вестись более интенсивными темпами, при этом наибольшее внимание было уделено Доссору, который в 1913 г. дал уже 117,6 тыс. тонн нефти. Приведем динамику разведочных работ. Если в 1911 г. количество пробуренных скважин составляло 1.160, в 1915 г. выросло до 6.290. Количество скважин в эксплуатации выросло с одной в 1911 году до 64 в 1915 г. Объем добытой нефти вырос с 18 тыс. тн. в 1911 г. до 271 тыс. тн. в 1915 г., из которых 159,5 тыс. тн. было добыто УКНО.

      В то же время, как отмечалось позднее, благоприятные результаты первых работ в Доссоре и приток средств при обширности района с многочисленными месторождениями нефти должны были бы способствовать развертыванию разведочных работ в широком масштабе, однако нефтепромышленные фирмы, работавшие в Урало-Эмбенском районе уже с 1913 г. уделяли больше внимания добыче нефти и весьма мало поискам новых месторождений и разведке их глубоким бурением. На тот момент, наибольшие разведочные работы были произведены нефтепромышленными обществами в Доссоре, Ново-Богатинске и Макате.

       

                         Как восстанавливались разведочные работы после революции

          В начале 1918 года буровые работы велись в ограниченном размере, а затем были совершенно прекращены. С 1918 по 1919 гг. Урало-Эмбинский район был ареной гражданской войны и сообщение с остальной территорией молодого советского государства было прервано, в связи с чем вывоз нефти с месторождений в эти годы не производился и все емкости с нефтью были заполнены. На 20.02.1920 г. в нефтехранилищах скопилось : на Доссоре – 2.286.000, Макате – 984.000, Искине – 85.000 и Ракуше – 14.958.000 пудов нефти. До каспийской пристани Ракуша нефть с Доссора транспортировалась сначала на гужевом транспорте, а с 1912 года по 60-вёрстному нефтепроводу. Там нефть заливалась в резервуары для сбора и хранения. И транспортировалась сначала морскими танкерами до Астрахани, потом по морскому нефтепроводу до двух небольших нефтеперегонных заводов на Волге, которые в народе называли «керосиновыми».   

       В период Гражданской войны, эксплуатация большей части пробуренных ранее скважин была приостановлена и середине 1918 г. — началу 1920 г. все скважины бездействовали. В связи с чем вновь созданному управлению нефтяной промышленности Урало-Эмбинского района, преобразованного вскоре в государственное объединение – трест «Эмбанефть» первое время приходилось восстанавливать работы. Поскольку весь квалифицированный персонал был из числа приезжих, с началом гражданской войны большая его часть выехала из района, либо была эвакуирована казаками с промыслов весной 1918 г. в Гурьев, а затем вывезена на рыбачьих лодках в Астрахань.

      В первые годы после гражданской войны развернуть разведочные работы не удалось ввиду целого ряда факторов, среди которых — отсутствие квалифицированных кадров и технического персонала, проблема с водоснажением, отсутствие дорог путей и мн.др. В этих условиях промысел Макат был переведен на режим консервации, за исключением бурения начатой еще «Эмба-Каспийским обществом» скважины №119 на уч. №61 на Северном Макате. Остальные работы сосредоточились на Доссоре.

     

      Несмотря на трудности военных лет, 18.07.1919 г. Президиумом НТС по Нефтяной промышленности утверждается проект нефтепровода Макат-Доссор.

      В 1920 году для промышленного освоения нефтяных месторождений создается управление нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района. Добыча нефти на Доссоре в 1920 году с января по сентябрь возрастает в 6 раз: с 59,987 до 327,628 пудов. Если в первые месяцы 1920 г. весь объем добычи нефти обеспечивался фонтанным притоком, к сентябрю большая часть добывается с помощью компрессоров и глубинных насосов.

        В послевоенные годы образованный в 1922 году трест «Эмбанефть» решает вопросы снабжения нефтяных промыслов водой, устройства плотины вблизи Доссора для защиты от подтопления талыми водами и ливневых осадков. Позже налаживается сообщение Доссора с Гурьевом по узкоколейной железной дороге в 90 км.

      Революция также уничтожила исключительное право Уральского казачьего войска на р. Урал, благодаря которому в свое время нефтепромышленным фирмам с трудом удалось построить мост через реку и пришлось создавать пристань в Ракуше. После революции в Гурьеве были построены пароходные пристани, однако из-за мелководья в устье русла Урала пароходы из Астрахани не всегда могли пройти в город и швартовались на старой пристани на Плотвинском базаре. В итоге, пассажирам приходилось с пароходов пересаживаться на мелко-сидящие барки, оттуда на бударки, а затем на телеге добираться до берега, чтобы снова пересесть на извозчика, который доставлял в город. Восстановить разрушенную транспортную логистику было крайне необходимо для организации логистики между Астраханью, Гурьевом и Доссором для доставки строительных материалов, нефтепромыслового оборудования и квалифицированных специалистов.

      В 1924 г. было начато бурение на площади Тас-Кудук в 6-8 км. к северу от Доссора, где было намечено 2 новых купола юрских пород с признаками нефтеносности. В 1925 г. была начата разведка на юго-западе от Маката и в 1926 г. на площади Сагиз и Бек-Бике. В 1927 г. приступлено к бурению скважин на Байчунас и Искине. Всего если в 1924 г. было пробурено около 300 м., в 1925 г. глубокое разведочное бурение было доведено до 1 196,3 м., а с января до май 1927 г. было пробурено уже 992,5 м.

     До мая 1927 г. глубокое бурение велось старыми галицийскими станками и старыми инструментами. Бурение шло медленно из-за устаревшего и часто ломавшегося оборудования. Выписанные новые станки и оборудование стали поступать в район только с начала навигации в 1927 г. В связи с растущими темпами буровых разведочных работ и применения нового оборудования «Эмбанефть» в эти годы ставила задачей расширение района разведочной деятельности треста и в первую очередь обращала внимание на территорию Ново-Богатинска и побережья Каспийского моря к югу от р. Эмбы. Оба эти района были интересны по проявлениям нефтеносности, месторождение Ново-Богатинск было обследовано товариществом «Нобель», а обследование Каратона в тот период завершалось.

                         

                                                                                                                Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

 

                      «Ембі тынысы» №16 (56) Тамыз 2020 ж.